Как друг Чехова стал популярнее классиков
29 января
Имя этого писателя многим сегодня мало что скажет, а когда-то его слава гремела по всей Российской империи. Раньше не было принято награждать литературными премиями и медалями имени таких столпов изящной русской словесности прошлого как, например, Сумароков (1717 — 1777), Державин (1743 — 1816), Пушкин (1799 — 1937) или Боратынский (1800 — 1844).
Значимость писателя в последних десятилетиях 19 века оценивалась, выражаясь нынешним языком, читательским рейтингом или тиражами произведений. По этим показателям всероссийской популярности прозаик, драматург и журналист Игнатий Потапенко сумел в 1880-х годах затмить славу Толстого и Чехова.
Игнатий Николаевич (1856 — 1929) родился в Херсонской губернии в семье офицера и крестьянки. Отцу писателя, несмотря на еврейские корни, за успехи в военной службе было пожаловано дворянское звание. Сразу после рождения сына он оставил службу и стал священником.
Игнатий, пойдя по стопам отца, в 15 лет окончил Херсонское духовное училище. Затем продолжил обучение в Одесской духовной семинарии. С 19 лет постигает науки в Одесском и С-Петербургском университетах, поступает в С-Петербургскую консерваторию по классу вокала. С 1885 по 1890 годы проживал в Одессе, где судьба свела его с Чеховым, затем переехал в С-Петербург.
Игнатий Потапенко
Писал очерки, рассказы, повести и романы, пользовавшиеся большим успехом у читателей.
С 1893 года знакомство с Чеховым переросло в дружбу. Они ездили друг к другу в гости, вместе путешествовали. В 1894 году в Мелихово Игнатий познакомился с двадцатичетырехлетней красавицей Лидией Мизиновой, которая безответно влюбилась в Чехова, и не без согласия Антона Павловича увез ее в Париж. Совместная жизнь не сложилась, Потапенко пришлось вернуться к жене.
Зато Игнатий и Лика, как звали Мизинову в доме Чеховых, стали прототипами Тригорина и Веры Заречной в «Чайке».
А. Чехов, Д. Мамин-Сибиряк и И. Потапенко
Большие расходы любвеобильного прозаика заставляли много писать, зачастую в ущерб художественным достоинствам текстов.
Остановимся подробнее, к примеру, на рассказе «Чрезвычайное средство», напечатанном в 1899 году. К студенту Гроздину в Москву приезжает из Саратовской губернии девушка, с которой познакомился, когда готовил сына полковника в отставке Карелина в кадетский корпус.
Раздался звонок, хозяйка отперла дверь.
— Студент Гроздин дома? — спросил женский голос.
— Дома; вот здесь, сейчас — направо…
Дверь отворилась, и вошла очень молодая девушка, — вошла и нерешительно остановилась на пороге.
Гроздин внимательно всмотрелся в её лицо.
— Вы?! — с изумлением воскликнул он, — Ольга Александровна? Не может быть!
Рассказ написан в том же духе, общелитературным языком, каким пишут почти все современные прозаики. По сюжету девушка сбежала из дома полковника, который был ее опекуном, чтобы поступить учиться. Опасаясь, что Карелин ее разыщет и вернет домой, молодые люди фиктивно обвенчались. Получив законный вид на жительство, Ольга Александровна отправилась учиться в Петербург. Полковник нашел ее, поскрипел зубами и уехал ни с чем.
Закономерный счастливый финал:
Лет через шесть после этого, в одном из бедных уездных приволжских городов, можно было встретить чету Гроздиных, усердно, как бы наперерыв друг перед другом, работавших в лечебнице, устроенной тогда ещё молодым и горячим земством…
Как они встретились и сошлись? Другие говорили, да и они сами, кажется, так думали, что это была случайная встреча. Он, кончив своё учение в Москве, по какому-то делу поехал в Петербург и навестил её, как старую знакомую. Общее дело сблизило их. Они полюбили друг друга.
Но так ли это было? Не связал ли их теснейшими узами тот момент, когда он без оглядки пожертвовал для неё самым драгоценным правом, а она приняла эту жертву? И, может быть, они и сами не знали, что их давно уже, с этого самого мгновения, неотразимо влекло друг к другу.
Согласитесь, напоминает газетный репортаж без особенных литературных изысков. Очень мило, но сравните с лаконичным финалом рассказа «Крыжовник» Чехова, написанного годом ранее:
Иван Иваныч молча разделся и лег.— Господи, прости нас грешных! — проговорил он и укрылся с головой.
От его трубочки, лежавшей на столе, сильно пахло табачным перегаром, и Буркин долго не спал и всё никак не мог понять, откуда этот тяжелый запах.
Дождь стучал в окна всю ночь.
Как говорится, почувствуйте разницу! Чехов пишет полутонами, намеками, приглашая читателя самому поразмышлять, что к чему.
На рубеже веков у Игнатия Николаевича появились такие конкуренты, как М. Горький, А. Куприн, Л. Андреев, сумевшие более яркими изобразительными средствами, свежим взглядом, новыми темами увлечь читателей.
В начале нового XX века литературная слава Потапенко и тиражи книг пошли на убыль. В советское время писал рассказы и романы в своем старом привычном стиле о новой жизни.
Произведения писателя пользуются спросом и в наше время. Их можно найти в электронном и бумажном виде на различных ресурсах. Значит, есть в них какая-то притягательная сила, оставляющая след в сердце современного читателя!